Перейти на главную ЯндексПерейти на главную ЯндексПерейти на главную Яндекс.ПогодаПерейти на главную Яндекс.Погода
Перейти на главную ЯндексПерейти на главную ЯндексПерейти на главную Яндекс.ПогодаПерейти на главную Яндекс.Погода

Почему прогнозы погоды не бывают точными?

Метеорология — одна из самых продвинутых наук современности. Для прогноза погоды задействованы космические спутники, радары, суперкомпьютеры, мощные data-центры. Разработками в этом направлении занимаются крупные научные институты и IT-гиганты вроде Google, Nvidia, Microsoft, Huawei. Однако прогноз так и не становится точным на 100% и вряд ли когда-нибудь таким будет. В чём же причины?

Первая причина: атмосфера стохастична (сложно прогнозируема). Движение воздушных масс определяется сотнями факторов — как природных, так и антропогенных, предсказуемых и случайных.

Атмосферный бассейн можно сравнить с ванной в квартире. Представьте, что вас попросят включить оба крана с горячей и холодной водой, капнуть в ванну две капли красителя, отойти в другую комнату и в деталях предсказать, какой рисунок на воде оба красителя дадут через 2 часа. Миссия практически невыполнима. Чем-то похожим, только в масштабе планеты, занимаются метеорологи.

Вторая причина: предел предсказуемости погоды — 14 дней. Так как атмосфера является сложной нелинейной системой, она чутко реагирует даже на небольшие изменения отдельных параметров. Плюс к этому любые численные модели тоже чувствительны к начальным условиям (так называемый “эффект бабочки”). Поэтому метеорологи стараются делать ансамбли из различных моделей, чтобы получить более надёжный прогноз, учитывающий некоторую долю неопределённости данных, и диапазон возможных сценариев для лучшего предсказания поведения атмосферы. Однако даже в таких случаях из-за сложности устройства воздушной оболочки Земли оправдываемость прогнозов резко падает со временем.

Третья причина: метеорологам не хватает данных. Например, в мире имеется немногим более 10 тысяч метеостанций на 150 миллионов км² площади суши. То есть, в среднем по планете 1 метеостанция приходится 15 тысяч км². Это как иметь один пункт наблюдений на всю Черногорию или на всю Калининградскую область, где одномоментно погодные условия могут быть очень разными.

Ещё метеорологам не хватает радаров, которые сканируют местность в радиусе 200-300 километров и выдают высокоточное изображение актуального состояния атмосферы. На всю Россию приходится меньше ста радаров, причём за Уралом их совсем мало. Космические спутники тоже не всесильны: порой из-за плотной облачно-дождевой пелены на Земле не удаётся принять информацию из космоса. В итоге специалистам приходится закрывать дыры в одеяле данных заплатками интерполяции (нахождение промежуточных значений) и используя нестандартные источники информации. Например, Яндекс Погода собирает сообщения от своих пользователей для уточнения прогноза.

Четвёртая причина: ошибки измерений. Даже если у нас есть работающая метеостанция, избежать ошибок в измерениях не получится. Иногда на это влияет неграмотная установка станции, иногда – плохая калибровка приборов, заводская погрешность, ошибка глаза наблюдателя. Одна маленькая погрешность на одной далёкой метеостанции, на первый взгляд, не играет роли для глобального прогноза. Но когда мы говорим о создании масштабных физико-математических моделей, где используется большое количество данных, суммарная цена маленьких погрешностей может оказаться высокой.

Пятая причина: несоответствие детализации глобальных численных моделей и размеров локальных атмосферных явлений. Одна из сложностей современной метеорологии – прогнозирование грозовых суперячеек. При их относительно небольшом размере (около 3-4 километров в диаметре) используемые в прогнозе погоды математические алгоритмы (численные модели) с разрешением 9-20 км попросту не видят опасное скопление облачных масс. Хотя суперячейки оказывают сильное влияние, принося сильные осадки и резкое понижение температуры воздуха.

Шестая причина: компьютерные алгоритмы не умеют достоверно определять отдельные атмосферные явления, даже крупномасштабные. Классическая ситуация: атмосферные фронты (зоны резкого изменения погоды) протяжённостью до 2-3 тысяч километров зачастую до сих пор отрисовываются на картах вручную. Потому что из-за сглаженности расчётов и неспособности машинных алгоритмов улавливать тонкие и динамичные атмосферные процессы автоматический прогноз пропускает локальные резкие перепады температуры и давления.

Седьмая причина: большой объём анализируемых данных и дороговизна вычислений. Один только Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды (ECMWF) каждый день генерирует 287 терабайт метеорологической информации. Это в 15 раз больше объёма данных, который совокупно содержится во всех статьях Википедии на всех доступных языках. Соответственно, на содержание data-центров и работу мощных суперкомпьютеров требуется постоянное щедрое финансирование. Далеко не все организации могут себе позволить такие расходы. Поэтому увеличение детализации прогноза, добавление новых источников погодной информации и новых алгоритмов для повышения качества прогноза не всегда доступны учёным. А если не получается вести расчёты на доступных мощностях, то используются различные упрощения формул и параметризации данных, что заметно влияет на итоговый результат.

И всё же, несмотря на сложность атмосферы, жёсткие временные рамки возможностей прогнозирования, нехватку метеоданных, неопределённости в начальных условиях, сложности в работе с автоматизированными прогнозами и дороговизну качественных расчётов погоды, мировая метеорология развивается семимильными шагами. Рекордная точность – до 98% для прогноза на следующий день – была немыслима буквально каких-то 30-40 лет назад. Как будет дальше развиваться наука об атмосфере, следите вместе с нами.

Коротко о главном:

  • Атмосфера — сложная и изменчивая система, поведение которой крайне сложно спрогнозировать.
  • Данных измерений на местах всегда недостаточно, поэтому продолжайте сообщать нам о погоде и делать прогноз точнее.
  • На качество прогноза влияют ошибки при измерениях.
  • На нынешнем этапе технологического развития глобальные численные модели неспособны заметить и определить отдельные атмосферные явления.
  • Большой объём используемых метеорологических данных и дороговизна их обработки затрудняют развитие прогноза погоды и метеорологической науки на глобальном уровне.