Семь чудес света: древние и современные
Чудеса света — величественные рукотворные сооружения, поражающие красотой и масштабом. Это настоящие шедевры архитектуры и инженерии.
Чудеса света делят на древние и созданные уже в нашу эру. Одно из известнейших чудес античности — эфесский храм Артемиды, одно из выдающихся творений эпохи. Он сгорел в пожаре, но его руины сохранились до наших дней, позволяя нам представить себе его былое величие. А возведение легендарной статуи Зевса в Олимпии стало настоящим подвигом древнегреческих мастеров, как и для древних египтян — строительство пирамиды Хеопса. Землетрясения, войны и время разрушили многие из этих чудес, но они продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру.
Почему именно семь?
Число семь считается одним из священных у многих народов. Есть разные объяснения, от астрономического и библейского до анатомического. Это количество дней творения, видимых на небе планет, добродетелей и смертных грехов, дней в неделе, смены фаз лунного месяца (четверть, половина, полнолуние, новолуние), нот в музыкальной гамме.
В древних традициях самых разных народов и культур этому число принадлежало особое место. Есть даже более прозаичное объяснение повышенного интереса к семёрке: почти у всех земных млекопитающих — по 7 шейных позвонков. Об этом ещё на заре человечества знали древние люди, которые добывали пищу охотой и делили добычу на племя. В любом случае, у семёрки особое значение для самых разных народов.
Древние чудеса света:
- Пирамида Хеопса
- Сады Семирамиды
- Храм Артемиды в Эфесе
- Статуя Зевса Олимпийского
- Мавзолей в Галикарнасе
- Колосс Родосский
- Александрийский маяк
Пирамида Хеопса
Возраст египетских пирамид приближается к пяти тысячелетиям. К трём древнейшим зданиям планеты относят пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина, находящиеся в Гизе. Наиболее известна пирамида Хеопса, единственное чудо света, которое не было разрушено и мы можем его видеть сейчас. Пирамида Хеопса — наиболее высокая во всей тройки, с изначальной высотой 147 метров. Позже верхушка разрушилась и пирамида теперь доходит до 136 метров. Она сложена из 2,3 млн глыб известняка, каждая глыба весит две тонны.
Строительство пирамид окружено мифами и догадками, на многие вопросы археология ещё не ответила. Известно, что в Древнем Египте усыпальницу фараону начинали строить заранее, строительство занимало десятилетия. По утверждению одних историков, это делали рабы, другие считают, что задача ложилась на плечи крестьян, которые работали за еду и сменялись каждые несколько месяцев.
Как тяжёлые глыбы поднимали наверх, тоже до сих пор не выяснено точно. В распоряжении строителей был небольшой выбор технологий и техники — блоки и рычаги. Была догадка, что по мере роста пирамиды на ней делали насыпи из песка, по которым закатывали глыбы на вершину постройки, но эта версия вызвала сомнения потому, что такой способ сильно удлинил бы постройку.
В любом случае, строения оказались очень качественными. Их блоки сложены без раствора, но исключительно плотно и чётко.
Висячие сады Семирамиды
Это чудо света также называют Висячими или Вавилонскими садами. Само существование садов документально ещё не подтверждено. Считается, что если они действительно были, то находилось на землях нынешнего Ирака. Их археологические поиски продолжаются.
С происхождением садов связаны две известные легенды.
Первая гласит, что их построила в IX веке царица Семирамида, в честь которой они получили название. По второй версии, они появилось благодаря царю Навуходоносору II. Этот царь правил в VI веке до н.э. в Вавилоне и очень любил свою жену Амитис, родом из Мидии, и построил ради неё такой оазис. Для тяжёлого вавилонского климата это было настоящим чудом.
Сады стояли на широкой четырёхъярусной башне и выглядели как система террас. Каждая терраса была засыпана плодородной землёй и засажена причудливыми растениями — цветами, высокими пальмами, деревьями разных пород. Сады выглядели так, словно парили в воздухе. Особой задача стала ирригация такого сада. Для их полива качали воду из реки Евфрат, а металлические пластины не позволяли воде просачиваться.
Однако время не пощадило этот шедевр. Спустя столетия город опустел, и знаменитые сады разрушились полностью. Нам сады известны по описаниям древних авторов.
Храм Артемиды
Храм Артемиды находился в Эфесе, в нынешней Турции. Финансировал создание комплекса царь Крез, чьё богатство стало поговоркой. Проект около 550 года до н.э. разработал зодчий Херсифрон, на возведение ушло 120 лет: строительство продолжил Метаген и закончили Пеоний и Деметрий.
Монументальное строение площадью 6 000 кв. м. построили из мрамора и окружили сотней колонн высотой 18 метров. Внутри стояла скульптура Артемиды — богини охоты и плодородия. Артемида была очень почитаема у древних греков, в честь неё они проводили праздники по всей стране. Именно эфесский храм стал настоящим религиозным центром, а его праздники были особенно популярны. К тому же, Артемида покровительствовала браку, и на праздниках в её честь можно было подобрать пару. Правители других стран, торговцы и путешественники также посещали этот храм, а в качестве подношений нередко оставляли ювелирные изделия.
Через два века после постройки храма местный житель Герострат, который хотел прославиться любым путём, поджёг его. Храм сгорел, перенёс реконструкцию. Меньше чем через сто лет, в 262 году, на Эфес напали готы, разграбили и разрушили знаменитый храм. Сейчас здесь можно увидеть только руины.
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса была главной реликвией в священной для греков Олимпии. Именно в этом городе начались Олимпийские игры, тут же стояли храмы и процветало религиозное искусство.
17-метровая статуя представляла верховного бога Зевса. Основу скульптор Фидий сделал деревянной, сверху её покрыли золотом и слоновой костью. Зевс сидел на троне, со скипетров руках. По легенде, когда Фидий завершил работу, он спросил у скульптуры «Ну что, Зевс, ты доволен?», тогда прогремел гром, а пол перед троном Зевса пересекла трещина.
Работа великого мастера перенесла множество землетрясений, от которых страдали скульптуры и целые храмы Олимпии. Уже после появления в Греции христианства, её осторожно перевезли в византийскую столицу Константинополь. Статуя Зевса Олимпийского сгорела при пожаре в V веке н.э., просуществовав почти тысячу лет. Сохранились рисунки и другие свидетельства очевидцев которые помогли нам представить, как выглядела работа прославленного Фидия.
Мавзолей в Галикарнасе
Городом Галикарнас в Малой Азии правил царь Мавсол. История запомнила его как очень тщеславного человека. Он захотел возвести себе гробницу, которая не уступала бы египетским пирамидам. Так появилась усыпальница Мавсола — мавзолей, который, по замыслу царя, должен был стать одновременно и гробницей, и храмом для воздаяния царю божеских почестей.
Царь нанял лучших архитекторов, которые начали работы около 360 года до н.э. но умер раньше их окончания. После этого работами руководила царица Артемисия. Усыпальница оказалась не столь большой, как пирамида Хеопса, однако очень масштабной: здание имело 66 метров в ширину, 77 в длину и 46 в высоту. Его украшали мраморные колонны и статуи, а беломраморные ступени вели к залу жертвоприношений во имя самого Мавсола. Историки древности утверждали, что усыпальница Мавсола была исключительно красивой.
Гробница Мавсола оказалась довольно долговечной постройкой; землетрясения наносили ей вред, но не разрушали. Гробница царя стояла 1800 лет и погибла от рук крестоносцев, которые в XV веке захватили побережье Малой Азии. В Британском музее сохранились найденные при раскопках фрагменты статуй и барельефы этого величественного памятника архитектуры.
Колосс Родосский
В 305 году до н.э. полководец Деметрий попытался завоевать Родос. Несмотря на все его старания, добиться цели он не смог. А жители острова в память о победе задумали поставить огромную скульптуру бога солнца Гелиоса, своего покровителя.
Во времена, когда технология бронзового литья не была доведена до идеала, статую захотели сделать именно из бронзы. Проект взял на себя местный скульптор Харес, которому удалось невозможное: он отлил скульптуру по частям, а потом собрал её из деталей. В то время это было настолько выдающимся достижением инженерного искусства, что слава о нём облетела всё Средиземноморье.
Тем не менее, точный вид статуи неизвестен, о нём ходит много предположений. Например, что представляла она молодого сильного мужчину со стрелой в руке и колчаном за спиной, который ногами стоял по обе стороны пролива в родосском порту.
Колосс Родосский оказался недолговечным. Спустя всего 56 лет сильное землетрясение почти полностью уничтожило стоявший на острове город, а вместе с ним и творение Хареса. Из-за подземных толчков статуя упала и раскололась, породив крылатую фразу «поверженный колосс». Обломки пролежали около тысячи лет, потом Родос захватили арабы и продали их заезжему купцу на металлолом.
Александрийский (Фаросский) маяк
Маяк на острове Фарос открывал вход в порт египетской Александрии. Строительство маяка началось строить в III веке до н.э. при царе Птолемее I, а закончили при следующем правителе, Птолемее II. По данным римского историка Плиния, архитектором маяка стал Сострат Книдский.
На вершине маяка горел видный издалека костёр. Брёвна для него поднимали наверх мулы, которые шли по длинной лестнице. Александрийский маяк одновременно служил для навигации и был крепостью, в которой стоял гарнизон, хранились вода и продукты. Находкой инженерии стала система увеличивающих зеркал, установленная на маяке. Благодаря этим зеркалам александрийцы могли видеть суда противника прежде, чем те оказывались в границах порта.
Маяк описывали как здание из больших каменных блоков. Башня включала в себя три яруса: нижний квадратный, средний восьмиугольный и верхний круглый. По углам здания стояли статуи древнегреческого бога Тритона, а на вершине — статуя или Посейдона, или Зевса. Источники сильно расходились в данных о высоте маяка, называя от 103 до 162 метров.
С VIII до XIV веков н.э. маяку сильно вредили землетрясения, из-за которых он со временем разрушился. Его остатки использовали при строительстве крепости Кайт-Бей в XV веке.
Новые чудеса света
Новые семь чудес света — это проект 2007 года, когда жители Земли выбирали главные творения нашей эры. Голосование шло по всему миру, в нём приняли участие 100 миллионов человек. Критериями отбора были красота творений, их значимость для истории и культуры, технические возможности строителей. Из 200 кандидатов определили семь лидеров, которые и были признаны новыми чудесами света.
- Великая китайская стена
- Тадж-Махал
- Колизей
- Статуя Христа в Рио-де-Жанейро
- Город Петра
- Мачу-Пикчу
- Чичен-Ица
В числе близких к победе финалистов оказались известнейшие объекты туризма: Айя-София, афинский Акрополь, испанская Альгамбра, камбоджийский Ангкор, статуи с острова Пасхи, Московский Кремль, замок Нойшванштайн, Сиднейский оперный театр, статуя Свободы, Стоунхендж, малийский город Томбукту, японский храм Киёмидзу-дэра и Эйфелева башня.
Великая китайская стена
Великая китайская стена – эффектный образец архитектуры Китая, оборонительное сооружение длиной 9 000 км, а если учитывать все ответвления — то 21 000 км. Её высота — от 6 до 16 метров. Стена проходит через горную цепь Иньшань, по отрогам, подъёмам и ущельям.
Строить стену начали по приказу правителя Цинь Шихуанди в III веке до н.э., чтобы защитить земли от кочевников хунну. Основной проблемой стала нехватка инфраструктуры: такой проект требовал дорог, доступа к воде и пропитанию, а их не было. На стройке трудились рабы, солдаты и крестьяне, точное их число неизвестно и по некоторым данным приближается к 2 миллионам. Непосильные условия труда довели людей до бунтов, которые стали одной из причин падения династии Цинь.
Строительные технологии на протяжении веков менялись, и стена возводилась из разных материалов. Сперва строили из земли, глины, тростника, гальки, кирпичей; потом стали использовать каменные плиты и клейкий рис с известью. Большинство сохранившихся участков стены построены при династии Мин, во время которой строительство и завершилось в 1644 году.
Тадж-Махал
Тадж-Махал («Корона дворцов») — мавзолей-мечеть в индийской Агре. Приказ о постройке отдал Шах Джахан в память о своей жене Мумтра-Махал, которая умерла в родах. Тадж-Махал считается символом любви, ЮНЕСКО признала его жемчужиной мусульманского искусства в Индии.
Тадж-Махал строился ориентировочно с 1632 по 1653 годы, одним из главных его архитекторов — Устад Ахмад Лахаури.
Тадж-Махал всемирно знаменит своей симметрией и беломраморными стенами. Стены инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и меняют цвет в разное время суток: на заре они кажутся розовыми, днём — белыми, ночью — серебристыми. Рядом с комплексом — сад с фонтанами и бассейном, внутри — гробницы Шаха Джахана и его жены.
Колизей
Римский Колизей — один из выдающихся памятников античности. Его начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, и закончили уже через 8 лет при Тите. Амфитеатр предназначался для зрелищ, и уже при его открытии император Тит показал пышный гладиаторский бой.
Колизей строился из кирпича и мрамора. С точки зрения архитектуры он уникален тем, что такой способ используется и сейчас при строительстве стадионов: по всему периметру здания равномерно располагается множество входов.
Колизей сильно пострадал в пожаре 217 года, был отстроен заново, а в 405 году гладиаторские бои на нём были запрещены как несоответствующие христианству. Примечательно, что после этого звериные травли продолжались на его арене ещё около века. Колизей неоднократно страдал от землетрясений, его восстанавливали, а в VI веке наступило время его упадка. Колизей был запущен, на его аренде устроили кладбище, в сводах и арках — жильё и мастерские.
Амфитеатр обрушился в 1349 при сильном землетрясении; здание пострадало так сильно, что его стали разбирать на строительный материал. Сейчас руины Колизея под охраной, хотя лишь частично восстановлен из собственных обломков.
Статуя Христа-Искупителя
Статуя Христа-Искупителя стоит в Рио-де-Жанейро, на горе Корковаду. Это символ Бразилии, который возводился к столетию национальной независимости страны. Деньги на постройку собирали с граждан по подписке, а само строительство велось с 1922 по 1931 года. Идея изобразить Христа с распростёртыми руками принадлежит художнику Карлосу Освальду, а окончательный проект разработал инженер Эйтор да Силва Кошта.
Технические возможности того времени не позволяли реализовать такой масштабный проект непосредственно в Бразилии. Поэтому её по частям изготовили во Франции перевезли на месте и там собрали. Статуя построена из железобетона и талькохлорита, а её мраморном цоколе есть маленькая часовня.
Статуя высотой 38 метров — самая высокая точка округи, из-за чего в неё по несколько раз в год попадают молнии. Местная епархия специально запасла строительный материал, из которого возводилась статуя, для ремонта после таких ударов.
Город Петра
Город Петра в древности была столицей Идумеи (Эдома), а затем Набатейского царства. Он находится в нынешней Иордании. Петра была торговым центром на перекрёстке двух важных путей, первый из которых соединял Красное море и Дамаск, второй — Персидский залив и Газу. Первым европейцем, который увидел и описал этот город, стал швейцарский востоковед Иоаганн Людвиг Буркхардт (1784 — 1817 года).
Это уникальный образец скальной архитектуры, выросший в пустыне город. Здания Петры строились при разных хозяевах города, которые владели им с XVIII века до н.э. по IV век н.э. Ими были идумеи, набатеи и римляне. Город построен в скалах, само название «Петра» в греческом означает «камень». Набатеи высекали из камня дома, храмы и склепы. Целым городом Петра стала уже к первому веку нашей эры. Несмотря на пустынное окружение, архитекторы сумели наладить продуманную систему водоснабжения, благодаря которой у жителей всегда хватало воды.
Одна из примечательных построек в Петре — храм-мавзолей Эль-Хазне, «Сокровищница фараона». Предположительно, он задумывался как храм в честь Исиды. Для его постройки инженеры изменили русло реки, в скале прорубили тоннель, через который отходила вода, и построили плотины. Боковую поверхность скалы выровняли и на ней высекли детальный фасад храма.
Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу (на языке кечуа «старая гора») — город инков, расположенный в Андах, на земле нынешнего Перу. Мачу-Пикчу буквально парит на пике горного хребта на высоте 2400 метров над уровнем моря. Город нередко окружён туманами, за что получил народное название «город в облаках».
До Мачу-Пикчу не добрались даже испанские конкистадоры. Среди учёных есть предположение, что про Мачу-Пикчу не знали даже многие инки, поэтому, когда в эти земли пришли завоеватели, о нём некому было им рассказать.
Известно, что Мачу-Пикчу строил правитель империи инков Пачакутек как свою резиденцию, причём размеры были довольно умеренными. Их 200 сооружений комплекса основными были жилые помещения, храмы, склады.
Примечательно, что город на высоте 2,5 тысяч километров инки строили в XV веке. Главный строительный материал — хорошо обработанные каменные плиты. Мачу-Пикчу известен склоном с террасами, которые вырублены в складе и засыпаны плодородной почвой. На террасах местные жители занимались сельским хозяйством.
Чичен-Ица
Чичен-Ица (с языка майя переводится как «В устье колодца Ица») — центр майя. Он был основан в V веке н.н. Чичец-Ица расположена на мексиканском полуострове Юкатан.
Наиболее известное строение в городе — пирамида Кукулькана. Это девятиступенчатое сооружение высотой 24 метра, по каждой стороне которого проходит широкая лестница, сориентированная по своей стороне света. У каждой лестницы – 91 ступенька, в сумме их 364, вместе с базой наверху пирамиды — 365, как дней в году. С каждой стороны храма — 18 секций, по числу месяцев в году майя. 52 рельефа на каждой из стен храма внутри пирамиды напоминают о календарном цикле в 52 года. Сама пирамида, считается, служила не только как храм, но и как календарь. Майя были внимательными астрономами, строили обсерватории, а свои наблюдения применяли в земледелии и организовывали сельхозработы.
В Х веке Чичен-Ицу захватили тольтеки, со временем опустела, а ещё через шесть веков, к приходу конкистадоров, город уже лежал в руинах — хотя при этом в городе и вокруг него оставались небольшие поселения майя. По испанским источникам, индейцы совершали паломничество к руинам Чичен-Ицы.
Интересные факты про чудеса света
Современные данные позволяют учёным получать новые данные о чудесах света. Благодаря новым технологиям они смогли создать более точные модели пирамид и других конструкций и лучше понять, как они были построены и для чего использовались.
Впрочем, многие легенды оставаться легендами, подтвердить их или найти другие объяснения древних событий и находок — задача будущих исследований. Например, учёным ещё предстоит прояснить, правда ли существовали сады Семирамиды, или узнать способы, которыми поднимали камни на Мачу-Пикчу. А может, когда-то мы узнаем и про другие чудеса света, — не зря же, например, древнегреческий писатель Павсаний так называл стены Тиринфа, построенные из таких огромных каменных плит, что поднять их могли разве что мифические существа.
Сейчас мы знаем два цикла чудес света: древнейших и новых, и невольно возникает вопрос, ждёт ли наш мир следующая семёрка чудес. Не исключено, что будущие чудеса человечества будут определяться новыми технологиями, новыми идеями и новыми подходами к строительству и дизайну, открытиями в робототехнике, понимании природы. Кто знает, возможно, когда-то появятся фантастические парки и заповедники, которые будут сочетать в себе совершенство природы и передовые разработки человечества.
Частые вопросы
Почему чудеса света считаются шедеврами?
Чудеса света — это уникальные и выдающиеся достижения человечества в области искусства, архитектуры и инженерии. Они считаются шедеврами, потому что демонстрируют высочайший уровень мастерства и художественного вкуса. Чудеса света созданы с использованием различных техник и материалов, которые отражают культурные и исторические особенности эпохи, отличаются уникальной архитектурой, которая отражает культурные и религиозные традиции народов.
Что называют восьмым чудом света?
Выражение «восьмое чудо света» употребляется в переносном смысле. Его используют, когда говорят о чём-то удивительном, исключительном. Это может быть творение природы или человека. Например, восьмым чудом света можно назвать необычайно красивые места, произведения искусства и архитектуры, научные открытия или технологии. Также так могут серьёзно или иронически называть что-то неповторимое и уникальное.
По какому принципу выбирались чудеса света?
Выбор этих объектов не был случайным. Все они были выбраны на основе их исключительности и значимости для культуры и истории того времени. Они должны были быть настолько грандиозными, что люди не могли поверить своим глазам. Критериями отбора были уникальность и масштабность, историческая и культурная значимость, техническое совершенство, эстетическая привлекательность.
Когда и где появились 7 чудес света?
Чудеса света, как древние, так и новые, появились в разные исторические периоды и находятся в разных уголках планеты. Это настоящие произведения искусства, архитектуры и инженерного дела, которые оставили заметный след в истории человечества.
Эти объекты были выбраны за их историческую, культурную и архитектурную ценность. Чудеса света можно найти по всему миру.
В какой стране больше всего чудес света?
Чудеса света расположены в самых разных странах. Среди новых семи чудес страны не повторяются, но если посмотреть на древние чудеса, можно выделить одну страну, в которой расположено двое из этих шедевральных объектов. Заметнее других выделяется Греция. Здесь находятся два из семи древних чудес света: статуя Зевса Олимпийского и эфесский храм Артемиды.
Почитать ещё